Минпромторг предложил ввести специальный налог на продажу импортных непродовольственных товаров для малого бизнеса — на первом этапе он может затронуть тех, кто продает эти товары на маркетплейсах, — продавцов, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), включая индивидуальных предпринимателей. Перечислять налог в бюджет смогут маркетплейсы.
Такое предложение содержится в подготовленной министерством концепции новой национальной модели торговли в России, которая разрабатывается по поручению президента Владимира Путина, рассказали четыре источника РБК, знакомых с обсуждением реформы. О том, что министерство подготовило такой документ и в нем есть предложение о налоге для продавцов иностранных товаров на УСН, также сообщило издание Shopper’s, ознакомившееся с копией документа, подлинность которой подтвердили несколько участников рынка.
Минпромторг работает над обновлением модели регулирования торговой деятельности при участии делового сообщества, передал РБК через представителя статс-секретарь замглавы министерства Роман Чекушов. На вопросы о налоге для продавцов импортных товаров на момент публикации в министерстве не ответили. В Минэкономразвития уточнили, что ответственным по новой национальной модели торговли является Минпромторг, но говорить о ней «на данный момент преждевременно». «Ее концепция обсуждается Минэкономразвития и иными органами власти совместно с ее разработчиком», — указали в министерстве.
В пресс-службе правительства от комментариев отказались. РБК направил запросы в пресс-службу Минфина и ФНС.
ЗАЧЕМ НУЖНА НОВАЯ МОДЕЛЬ ТОРГОВЛИ
Разработать предложения по новой национальной модели поручал правительству в июне 2025 года президент Владимир Путин. Новая модель, как указано в поручении, должна предусматривать актуализацию регулирования розничной сетевой торговли в условиях развития платформенной экономики и возможности применения платформенных технологий. Срок исполнения поручения — 1 октября 2025 года, ответственным по нему указан премьер-министр Михаил Мишустин.
Новая модель предполагает четыре основных направления модернизации регулирования торговой деятельности, перечисляет Чекушов:
• борьба с незаконным оборотом товаров;
• модернизация регулирования деятельности торговых сетей;
• развитие системы кооперации, малого торгового бизнеса в малых городах, удаленных населенных пунктах и районах Крайнего Севера;
• совершенствование регулирования деятельности розничных рынков и ярмарок с целью их развития как системообразующих структур для сбыта продукции малых хозяйств и важнейших элементов культурного и эстетического ландшафта города.
Два источника РБК, знакомых с содержанием предложений, поясняют, что необходимость новой национальной модели торговли возникла из-за того, что принятый еще в 2009 году закон о торговле устарел, а отрасль коренным образом трансформировалась с развитием маркетплейсов и появлением компаний, которые ведут торговлю как офлайн, так и онлайн. Изменения потребуются не только в закон о торговле, но также в законодательство о промышленной политике, обороте алкоголя и в налоговое законодательство.
Новая модель национальной торговли учитывает ее трансформацию, разноформатность и мультиканальность, она направлена на обеспечение честной конкуренции между хозяйствующими субъектами, сказал Чекушов. В ней также предусмотрено дальнейшее снижение доли нелегального оборота, доступность социально значимых товаров, поддержка малого и среднего предпринимательства и отечественных производителей, перечислил замглавы Минпромторга.
ЧТО ИЗВЕСТНО ПРО ПРЕДЛОЖЕНИЕ О НАЛОГЕ
Для борьбы с контрабандой и незаконным оборотом в концепции предлагается ввести налог на продажи импортных непродовольственных товаров для части продавцов, сообщили источники РБК и пишет Shopper’s. Эта мера предполагает введение с 1 июля 2026 года налога на продажу не относящихся к продовольствию иностранных товаров через маркетплейсы. Требование может распространяться на продавцов, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), включая ИП. Перечислять налог в бюджет должны будут маркетплейсы. На первом этапе облагать сбором предлагается непродовольственные товары, которые маркируются в системе «Честный знак» (это, в частности, товары легкой промышленности, обувь, детские игрушки, стройматериалы и т.д.). Продукты питания это не затронет.
На втором этапе, с 1 января 2027 года, предлагается ввести налог и на офлайн-торговлю, работающую на УСН. Это означает, что продавцы импортных промышленных товаров (в том числе произведенных в странах ЕАЭС) должны будут либо находиться на общей системе налогообложения и платить НДС, либо уплачивать специальный налог. Эти меры, по мнению авторов предложений, позволят закрыть массовый канал сбыта контрабанды и привлечь таким образом в бюджеты всех уровней около 1 трлн руб. Кроме того, это даст преимущества малым и средним отечественным производителям товаров, считают они.
Среди других положений новой модели, которые перечисляют знакомые с обсуждением источники РБК: упорядочить привлечение юрлицами услуг самозанятых, устранить перекосы и устаревшие нормы в регулировании офлайн-торговли и выровнять конкурентные условия с маркетплейсами. В частности, предлагается снять ограничения для развития платформенных онлайн-витрин торговых сетей, а совокупную долю рынка определять с учетом как офлайн-, так и онлайн-торговли. Кроме того, предлагается обеспечить гибкость коммерческих условий договоров с поставщиками в рамках ограничения вознаграждения в 5%.
Вмешательство цифровых платформ в ценообразование предложено ограничить путем регулирования инвестиций в скидки за счет собственных средств маркетплейсов. Для развития конкуренции можно использовать мультибрендовые пункты выдачи заказов. А развивать ярмарки предлагается в том числе с помощью фестивалей и праздников пива по аналогии с уже существующими винными ярмарками, на которых будет продаваться исключительно пиво отечественного производства.
КАК НОВЫЙ НАЛОГ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА МАРКЕТПЛЕЙСЫ
Налог на продажу импортных непродовольственных товаров для малого бизнеса управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский называет «еще одним способом» повысить налоговые поступления в бюджет: в других странах такого «налога на маркетплейсы» нет. Но ни в одной другой стране мира, где развивается онлайн-торговля, у маркетплейсов нет такого масштаба, рассуждает он: даже в США и Канаде, откуда пришел этот формат и где доля e-commerce в розничной торговле непродовольственными товарами достигает 40%, на маркетплейсы приходится всего 10%. В России, для сравнения, их доля 24%, и это не предел, считает Жарский.
Продавцов на УСН, включая ИП, на отечественных маркетплейсах подавляющее большинство, поэтому налог затронет всех участников этого сегмента онлайн-торговли, продолжает управляющий партнер Veta. Цены на товары с учетом дополнительных налоговых расходов, по его мнению, «непременно вырастут». Но массового ухода продавцов с маркетплейсов эксперт не ожидает. Даже если цены на товары на маркетплейсах сравняются с офлайн-магазинами, потребитель в любом случае «будет платить за удобство», считает Жарский.
Вероятность введения налога есть, но для большинства предпринимателей риски будут ограниченными, считает эксперт по розничному бизнесу и потребительским рынкам Инна Гольфанд. Во-первых, речь идет о специфическом сегменте — импортных непродовольственных товарах, которые подлежат маркировке, объясняет она. Во-вторых, предполагается, что налог будут администрировать маркетплейсы, что снимает часть административной нагрузки с малого бизнеса. Резкого сокращения числа продавцов Гольфанд также не ожидает. Для отечественных производителей, по ее мнению, появятся новые возможности: снизится конкуренция со стороны нелегального импорта, а спрос на локальные товары вырастет.
ЧТО ГОВОРЯТ О НОВОЙ МОДЕЛИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ
Оборот розничной торговли в 2024 году составил 55,6 трлн руб. — это 27,6% валового внутреннего продукта, приводит данные глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет 25 крупнейших компаний рынка, включая X5, «Магнит», «Ленту», «Яндекс Go», Lamoda и других) Станислав Богданов, напоминая, что розница и крупнейший налогоплательщик: по данным ФНС на начало 2025 года, доля платежей компаний отрасли (кроме торговли автотранспортом) составила 3,6% от всех поступлений в консолидированный бюджет.
В АКОРТ инициировали несколько предложений, которые могут войти в модель национальной торговли, говорит Богданов. По его словам, бизнес просит снять ограничения для развития платформенных онлайн-витрин торговых сетей — в частности, отменить запрет на продажу продовольственных товаров онлайн по договору комиссии. Под этот запрет подпадают маркетплейсы, входящие в одну группу с торговой сетью. Отмена ограничения позволит ретейлерам открыть «бесконечную онлайн-полку» для широкого круга поставщиков, которые в силу физической ограниченности полки офлайн-магазина сейчас не могут быть представлены в сети. Снятие ограничений облегчит доступ малых и средних поставщиков к широкому каналу сбыта, полагают в ассоциации.
В рамках антимонопольных мер предприниматели предлагают привести в соответствие с антимонопольным законодательством требования по максимальной доле рынка с учетом офлайн- и онлайн-торговли, говорит Богданов. Сейчас закон о торговле запрещает сетям открывать новые торговые точки, если доля ретейлера в конкретном регионе или муниципальном образовании превышает 25% от оборота продовольственных товаров. Этот запрет касается только физических магазинов и не учитывает долю онлайн-игроков, что создает конкурентное неравенство, считает глава АКОРТ.
Торговые сети и поставщики также просят снять установленные законом ограничения на оказание логистических услуг производителям в размере не более 5% от оборота продаваемых товаров. Лимит не позволяет сетям оказывать услуги при доставке продукции на дальние расстояния: затраты на логистику обходятся дороже. Это же усложняет поставку продукции в отдаленные от места производства регионы. Снятие ограничений даст возможность торговым сетям вывозить продукцию у малых и средних бизнесменов, не имеющих собственных логистических мощностей, указывает Богданов.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отмечает, что при разработке новой модели национальной торговли крайне важно применять созидательный подход к регулированию потребительского рынка и дать бизнесу новые точки для роста. «В частности, мы предлагаем исключить ограничения в отношении операторов посреднических цифровых платформ, входящих в одну группу с торговой сетью», — указывает Соколов.